Наверх




Задай вопрос автору сайта

Новости

Подготовка к эссе. Бесплатно!

Полезные ссылки
Для чтения на досуге

Разное
Знаешь то, чего не знают другие? Поделись!

Котята, кошки и коты в добрые руки

овчар-команда

Locations of visitors to this page

Реклама






Besucherzahler russian brides
счетчик для сайта



Проверить аттестат




Урок шестой,

или Богатый и могучий русский язык

Итак, мы с вами помним, что звуки составляют слова. Слово рождается в языке и сразу же получает значение. Вы любите придумывать свои слова? Вот и я люблю. Вот я возьму и образую от слова стол новое слово широполе. Или настолякса. А кто мне запретит? Каждый может вот так образовывать слова. Скажем, поэты начала XX века очень это дело любили: "повсесердно", "лебедиво"... Так, не отвлекаться. Однако те слова, которые мы с вами можем напридумывать, в языке вряд ли удержатся. Почему? Хороший вопрос. Сложный. И ответов на него много. Один из них – слова, которые я создала, не имеют значения. Они пустые.
Каждое слово в языке имеет лексическое значение. Без него слово бессмысленно, а бессмысленности язык не любит. Узнать лексическое значение любого существующего в языке слова мы можем, открыв толковый словарь.
Слово может иметь одно значение или два и более. В зависимости от этого слово является однозначным или многозначным. Первое значение слово является его прямым значением, остальные – переносными. Переносное значение может быть зафиксировано в словаре, а может появляться в тексте, по воле автора.
Как ни странно, вопросы по лексике в ЕГЭ я считаю одними из самых трудных: выучить по ним практически ничего нельзя. Теорию не спрашивают, а чтобы ответить на вопрос, нужно обладать определенным кругозором, который копится годами. Поэтому для кого-то задания 3, 5, 22 будут элементарным, а кому-то придется положиться на удачу. В отношении вопроса 3, к сожалению, больше добавить нечего. Выполняйте упражнение, это поможет. А если вы еще учитесь в 8 или 9 классе, не теряйте времени.Читайте хорошую литературу, развивайте язык. Вы и оглянуться не успеете, как окажетесь в мае 11 класса перед ЕГЭ. Если вы не знаете, каково лексическое значение слова, посмотрите в словарь. А лучше попытайтесь подставить толкование вместо самого слова. Обычно это помогает, потому что 2 или даже 3 варианта ответа при подстановке делают предложение бессмысленным.


Тест "Задание 3" для смелых

Готовы? Продолжаем.
В языке есть слова, сходные по звучанию, но разные по значению: НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА, ЧЕЛОВЕЧНЫЙ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ. Такие слова называются паронимами.
В любом языке с годами формируется набор правил и норм, нарушение которых считаются носителями языка грубыми. Смешение паронимов считается грубой речевой ошибкой. И вы не поверите – составители КИМов об этом знают. Вопрос 5 проверяет, как хорошо вы различаете паронимы. Одно утешение – их в языке не так уж и много, и они из варианта в вариант повторяются. В упражнении я собрала "любимые" слова составителей вариантов. Особенно нежно они относятся к паре слов ОДЕТЬ – НАДЕТЬ. Помните: надеваем на себя, одеваем кого-то.


Тест "Задание 5" для смелых

Заданием по лексике является также вопрос 22. Он вариативный, то есть формулировка задания меняется:
определить, слово употреблено в прямом или в переносном значении;
найти фразеологизм;
найти синонимы или антонимы;
найти контекстуальные (контекстные) синонимы или антонимы.
Давайте разбираться.
Я уже упоминала, что каждое многозначное слово имеет прямое (как правило, в словаре под цифрой 1) и переносное (все остальные) значение. Вот, например, откроем словарную статью слова холодный:
1. Имеющий низкую температуру, с низкой или относительно низкой температурой (воздуха, воды и т.п.) Холодная вода. Холодный ветер. 2. Плохо защищающий тело от холода. Холодная шинель... 8. Лишенный пылкости, страсти. Холодное сердце. 9. Хладнокровный, крайне сдержанный в проявлении чувств. Холодный приём.
Как правило, определить для носителя языка, в прямом значении употреблено слово или в переносном, не составляет труда. Если вам дано словосочетание холодная сосредоточенность, думаю, вы сразу определите, что холодный в данном случае употреблено в переносном значении. Для начитанного человека это задание довольно простое.

Далее.
В словарном составе любого языка есть устойчивые сочетания слов. Что это значит? Это когда в сочетании слов каждое конкретное слово теряет свое лексическое значение, а значение получает сочетание слов в целом. Такое сочетание слов называется фразеологизмом.
Фразеологизмы живут в языке веками и составляют его богатство. Наиболее употребительные знакомы нам с детства: сесть в калошу, висеть на телефоне, бить баклуши. Фразеологизмы и их значения описаны в "Словарях фразеологизмов".
Задания на фразеологизмы могут быть самые разные: просто на нахождение фразеологизма, на нахождение фразеологизма с конкретным значением, на нахождение предложения, в котором нет фразеологизма и т.п. Читайте задание не торопясь! Многие не видят в задании частицу "не", а потом ахают.
Обычно в вариантах авторы мешают фразеологизмы, ряды однородных членов предложения и слова в переносном значении. Поэтому сложность задания по нахождению фразеологизмов в том, что их надо знать. Это опять возвращение к разговору о кругозоре и начитанности. Можно лишь утешаться тем, что обычно даются на нахождение совсем простенькие фразеологизмы.

Богатство языка также составляют синонимы. Это, как вы знаете, слова одной части речи(!), сходные по значению, но разные по написанию: смеяться, хохотать, хихикать; друг, приятель, товарищ; радостный, веселый, ликующий. Обычно в тексте синонимы найти нетрудно. Главное, не путать их с рядом однородных членов предложения: "В воздухе парили красные, желтые, синие шарики". В этом предложении синонимов нет.
Слова одной и той же части речи(!), противоположные по значению, называются антонимами. Антонимы обычно всеми узнаются сразу: темный – светлый; мир – война; бежать – стоять.
Это все несложно (мне так кажется). А вот определение контекстуальных синонимов и антонимов действительно трудно.
Иногда слова сближаются в определенном словесном окружении и становятся синонимами только в данном конкретном предложении. Легкомысленные они, эти слова. Могут сблизиться с тем, с кем не положено... Но зато какая выразительность добавляется, какие тонкие оттенки! Например:
Марья Кирилловна сыпала, щебетала про близких, он молчал.
Определели слова, которые сблизились в контексте? Правильно, это глаголы "сыпать, щебетать". Марья Кирилловна говорит высоким голосом, не давая собеседнику и рта раскрыть. Для того, чтобы читатель представил себе ситуацию ярче, автор наделяет глагол "сыпать" переносным значением, уточняя его контекстуальным синонимом.
Вот такие дела. Если в задании 22 у вас будет вопрос "найти контекстуальные синонимы", не спешите. Если вариант будет сложный, могут намешать в вариантах ответов ряды однородных членов предложения и ряды языковых синонимов, будьте внимательны.
C контекстуальными антонимами дело полегче: слова, которые приобретают противоположные значение внутри контекста, обычно увидеть нетрудно. Например, найдите в предложении контекстные антонимы: "Все, что природа дает нашему слуху, – это таинственный и многозначительный звук, а не назойливый и пустой шум".

    В предложении два ряда контекстных антонимов: многозначительный – пустой, звук – шум.

Вот и все по данному уроку. Тренируйтесь, больше читайте, и будет вам удача на экзамене) Увидимся!

Тест "Задание 22" для смелых

А дальше?



Система Orphus
(C) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и истории.
Копирование материалов разрешено только при условии размещения гиперссылки на сайт www.brave-on-ege.ru.
Все права защищены 2008-2016. Россия, Москва