Наверх




Задай вопрос автору сайта

Новости

Подготовка к эссе. Бесплатно!

Полезные ссылки
Для чтения на досуге

Разное
Знаешь то, чего не знают другие? Поделись!

Котята, кошки и коты в добрые руки

овчар-команда

Locations of visitors to this page

Реклама






Besucherzahler russian brides
счетчик для сайта



Проверить аттестат




Урок пятый,

или Какой способ выбрать

В этом уроке мы начинаем разговор о системе языка. Помните тортик? Мы разобрали прикладные разделы языкознания – орфографию и орфоэпию. Сегодня поговорим о словообразовании.
Итак, мы помним, что звуки составляют слова. Каждое слово имеет состав. В нем не намешаны корни с окончаниями так, как им или нам хочется. Состав слова подчиняется жестким законам: каждая часть слова находится только на том месте, на котором может находиться. Составом слова занимается морфемика, а разбор слова по составу называется морфемным.
В ЕГЭ нет вопроса о морфемном составе слова, но, не разбираясь в ней, бессмысленно учить орфографию – правописание опирается на состав слова. И если не видеть в слове корень, какой толк учить правописание корней с чередованием?
Итак, слово рождается в языке и получает состав. Но уже имеющиеся слова могут образовывать новые. Раздел науки о языке, который изучает способы образования слов, называется словообразованием.
С третьего класса ученики твердят, что "приставка и суффикс – значимые части слова, которые образуют новые слова". Спроси ученика 7 класса, какие части слова образуют новые слова, он только плечами пожмет... Ладно, не будем о грустном. Итак, если слово РЫБ-АК образовалось от слова РЫБ-а, то при помощи какой части слова? При помощи суффикса (говорю сразу для тех, кто не в курсе – окончание в этих процессах не у дел, большинство образований новых слов происходят от основы!). Такой способ образования называется cуффиксальным. Это очень продуктивный способ образования новых слов. В частности, многие абстрактные существительные образованы суффиксальным способом ( РАЗМЫШЛЯ-ть РАЗМЫШЛ-ЕНИ-е) . Ну а дальше просто. Приставочный – такой способ, при котором новые слова образуются при помощи приставки: ИГРА-ть С-ЫГРА-ть (что непонятно? После приставки с- И меняется на Ы – повторите урок про приставки, а суффикс -ТЬ глагола в основу не входит). Если слово образуется одновременно при помощи приставки и суффикса, то это приставочно-суффиксальный способ: ОКН-о ПОД-ОКОН-НИК. Приставочный и приставочно-суффиксальный – "любимые" способы составителей ЕГЭ.
В русском языке также могут образовывать слова бессуффиксным способом – чаще всего этим способом образуютcя существительные от глагола и прилагательного: ТИХ-ий ТИШЬ, БЕЖА-ть БЕГ. Вопросы о бессуфиксном способе образования в КИМах по русскому языку все более популярны.
Все это морфологические способы образования слов. К ним также относится способ сложения. Это когда соединяются в одно слово корни слов, основы или целые слова: ДОБР-ый + ДУШ-а ДОБР-о-ДУШ-Н-ый. Как вы видите, чтобы "слепить" два корня, используется соединительная гласная. Их в русском языке всего две: О и Е. И больше нет! Если вы внимательны, то увидели, что в данном примере кроме сложения ко второму корню еще присоединился суффикс. Способ называется сложение корней с суффиксацией. Но не пугайтесь – таких тонкостей в ЕГЭ нет. Достаточно будет, если вы узнаете сложение.
Иногда сложные слова (образованные путем сложения) образуются без помощи соединительных гласных: если первая часть слова числительное (ДВУХЭТАЖНЫЙ), если способ – сложение целых слов (ДИВАН-КРОВАТЬ, БЛОКПОСТ). Опять же, о таких деталях в ЕГЭ не спрашивают. Это для общего развития. Крайне редко в КИМах появляются вопросы о неморфологических способов образования слов (например, путем перехода из одной части речи в другую).
Что еще добавить? Нельзя торопиться с этим вопросом. Например, слово ПО-ЗНА-НИ-е образовано не от слова ЗНА-НИ-е, а от слова ПО-ЗНА-ть суффиксальным способом. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что частиречное значение имени существительного – предмет. Но ведь познание, чтение, умение, бег, упрёк не предметы в чистом виде. Если мы задумаемся, то поймем, что это – не могу подобрать проще слов, извиняйте – опредмеченные процессы. Откуда значение процессуальности в существительном? Это приобретенное значение, и взяться оно может только из одного источника. От глагола. Именно поэтому все слова, которые выше, образованы от глаголов суффиксальным и бессуффиксным способами. Какой способ где – попробуйте определить сами.
Та же история с существительными типа благодать, красота, молодость. Это также абстрактные существительные, но уже со значением качества. Откуда оно в них? Только от прилагательного. И никак не наоборот.
Итак, суммируем, что важно:

приставочно-суффиксальным способом образуются наречия (на на -о, -е), прилагательные, существительные, глагол;
приставочным способом чаще всего образуются прилагательные, глагол, наречие. Крайне редко - существительные, причастия, деепричастия;
бессуффиксным способом образуются только имена существительные!

словообразование не имеет ничего общего с формообразованием! Части речи в русском языке имеют разветвленную систему форм, особенно прилагательное, наречие и глагол, поэтому в первую очередь при определении способа образования слова его нужно поставить в начальную форму.
В школьных учебниках считаются формообразующими (то есть, при помощи них образуются не новые слова, а формы слова):
суффиксы прошедшего времени, повелительного наклонения глагола и инфинитива;
суффиксы причастий и деепричастий;
суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий.
Подробно о частях речи вы можете узнать здесь.

Вот и все по этому заданию. Если что непонятно – задавайте вопросы. Удачи!

Выполнить тест на словообразование для смелых

Выполнить упражнение "на листочке" для смелых

Шестой урок для смелых


Система Orphus
(C) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и истории.
Копирование материалов разрешено только при условии размещения гиперссылки на сайт www.brave-on-ege.ru.
Все права защищены 2008-2016. Россия, Москва