Наверх




Минимальный балл по русскому языку - 24
Калькулятор ЕГЭ

Задай вопрос автору сайта

Новости

Подготовка к ЕГЭ часть С. Бесплатно!

Полезные ссылки
Для чтения на досуге

Разное
Котята, кошки и коты в добрые руки

овчар-команда

Locations of visitors to this page

Реклама
Без регистрации бесплатно онлайн, слоты автоматы онлайн сегодня без смс сейчас



Besucherzahler russian brides
счетчик для сайта



Проверить аттестат




Урок первый,

или Живите с гласными в согласии!

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку нужно понимать: порядок вопросов в вариантах не соотвествует логике перехода от меньшей единицы языка к большей, от одного раздела к другому. Поэтому, как ни странно, начинаем мы с первого вопроса, который идет в вариантах под номером 14. Но сначала небольшое вступление.
Итак, мы поняли, что язык составляют единицы. Они живут своей жизнью, по своим законам и только позволяют нам ими пользоваться. Однако из-за некоторых законов фонетики (что это значит? Правильно, законов в области звуков), в частности, оглушения на конце звонких согласных, ослабления звучания гласных в безударной позиции, человеку пришлось выдумать для себя правила. Как писать, чтобы мы друг друга поняли (про свистульку не забыли?). И вот собрались умные дяди в 1956 году и составили "Правила русской орфографии и пунктуации", которым должен следовать не только каждый русский человек, претендующий называться грамотным, но и словари, справочники, учебники, и т.д. ОРФОГРАФИЯ – это свод правил написания слов, а конкретное правило – это ОРФОГРАММА. Орфография затрагивает систему языка настолько, насколько хочет соответствовать логике языка. То есть, учитывать исторические процессы внутри него, значение слова и т.д. Считается, что русская орфография очень близка логике языка, поэтому она настолько сложна: много уточнений, добавлений, исключений и так далее. Вы спросите: а почему бы не сделать орфографию проще? Написать 3 правила, и дело с концом. Должна сказать, это очень непростой вопрос. Это только кажется, что измени правила – и жизнь твоя изменится к лучшему. Язык – сложнейшее явление, и вопрос о его изменении, даже таком, казалось бы, незначительном – подумаешь, велеть всем писать не ПАРАШЮТ, а ПАРАШУТ – может грозить нешуточными встрясками. И Великобритания, и Австрия, и Германия в разное время решали провести упрощение своей офографии. В частности, в Германии в конце 90-х это чуть не привело к культурному коллапсу, так что в итоге реформа была свернута. Почти десять назад все российское общество, хоть как-то ориентирующееся в пространстве, обсуждало намечающуюся реформу русской орфографии. Ситуация была настолько обострена, что даже филологи, как настоящие интеллигенты, грозились вступить друг с другом в кулачный бой. К счастью (это моя точка зрения), реформа не прошла, и значит – вам надо учить то, что учили ваши мама и папа! Здорово, да?
Так вот, возвращаясь к нашим баранам, скажу, что в ЕГЭ 2 вопроса части А проверяют знания по орфографии (имеются в виду орфограммы, не связанные с частями речи). С них мы и начнем. Основное правило начальной школы – правописание безударной гласной в корне слова. Честно скажу, что за годы преподавания меня уже от этой орфограммы с души воротит. Надоела хуже горькой редьки. Но для вас я сделаю исключение – расскажу, тем более, что учить тут особенно нечего.
Проверяемая безударная в корне слова – самая простая орфограмма. Она и в подметки не годится каким-нибудь Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. И знакомятся с ней детки СО 2 КЛАССА. Тем не менее ошибки на эту орфограмму всегда САМЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ. Хотя учить здесь нечего: проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове: чародей – чары, хаотичный – хаос, символический – символ. Проще пареной репы. Но надо себя заставить проверить.. И это для некоторых трудно…
У этого правила есть несколько уточнений:
нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ыва-(-ива-): хороший – прихорашиваться.
Как вы видите, происходит мена (именно мена, а не замена: звуки меняются, а не заменяются!) звуков, и можно ошибиться;
когда в 988 году было принято христианство, встал вопрос: на каком языке проводить службы и писать церковные книги? Понятно, что тот язык, на котором говорили, не годился. И великие наши учителя, Кирилл и Мефодий, создали язык церкви – старославянский, или древнецерковнославянский. Он всегда оставался мертвым (на нем не говорили), но лексика неизбежно в живой язык проникала. Мы и сейчас употребляем старославянизмы, сами того не зная: озеро, работа, сладкий. Так вот… О чем это я? Опять заболталась… Ах, да. В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: ворота – привратник, хоронить – охрана, золото – злато, холодный – прохлада. Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Если в проверяемом -ра-\-ла- (старославянское) – ну сами догадайтесь.
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. С этим все вроде просто.
К сожалению, на этом история с гласными в корне не заканчивается. Самое муторное и трудное в этой теме – это гласные чередующиеся. Сейчас быстренько объясню и будете делать упражнение.
Создатели русской орфографии много мысленных проклятий, наверно, получили за корни с чередованием. Просто черт ногу сломит! А ученые все равно не захотели, чтобы наращение проверялось словом рост. И думаю, они правы. Потому что такая проверка противоречит исторической логике языка.
Когда-то, в дописьменный период (это когда люди писать не умели), в праславянском языке (тот, на котором говорили все славяне) были долгие и краткие звуки. Шли-шли века, и, в частности, в древнерусском языке долгота и краткость звуков были утрачены. Но отражение тех процессов в языке осталось – краткие звуки слились с одними звуками, а долгие – с другими. И ученые сохранили эту историческую особенность корней. Поэтому мы сейчас и мучаемся...
Так что же мы имеем? Мы имеем:
две группы чередований:
А чередуется с О,
И//Е
(вы поняли – // – это знак чередования).

Первая группа корней самая многочисленная. Однако не думайте, что все навалено в ней как попало. Все очень понятно, хотя и непросто:

Чередование А//О.
1. Группа корней, написание которых зависит от последней гласной корня.
К этой группе относятся корни
ос-//-раст-//-ращ-
-скак-//-скоч-
аг-//-лож-
Видите, что последние буквы корней разные? От них зависит, пишется ли в корне А или О. Приведу пример объяснения на одном корне: ПОДСК….ЧИЛ, пишется в корне О, потому что корень оканчивается на Ч.
Конечно, есть исключения: РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, СКАЧОК, ПОЛОГ. Есть и несколько других, но эти чаще всего употребляются и встречаются во всех видах контроля по русскому языку.

2. Группа корней, написание которых зависит от ударения.
В этой группе все намешано-перемешано. Корни мы имеем такие:
ор-//-зар-
ор-//-гар-
-клон-//-клан-
-твор-//-твар-
-плов-//-плав-

А дальше начинается засада. Потому что в корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях -клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. В корне -плов-//-плав- всегда пишется А, кроме слов пловец, пловчиха, пловцы, плывун .
Сделаем проще. Во-первых, надо выучить исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ; ЗОРЕВАТЬ Во-вторых, надо запомнить по одному опорному слову для корней зор-//-зар-, -гор-//-гар-. Запоминаем слова ЗОРЬКА и ЗАГАР. Можно их даже связать в ассоциативную цепочку. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Как хочется на море!.. Жара, белый песочек... Так, не расслабляться! Ээээ... Да. Так вот. Эти слова помогут нам: ЗАПОМНИВ, ЧТО В ЭТОМ СЛОВЕ ПОД УДАРЕНИЕМ, МЫ МОЖЕМ СМЕЛО В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ ОДНОКОРЕННОГО СЛОВА ПОСТАВИТЬ ДРУГУЮ БУКВУ:„З…РЕВОЙ. Корень зор-//-зар-, с чередованием. Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А. Какой я молодец!“ Ну a с корнями -клон-//-клан- и -твор//-твар- обходимся жестко: пишем в безударной позиции только О, чтобы там они в однокоренных словах не имели.

3. Группа корней, написание которых зависит от значения.
На мой взгляд, это самая засада из всех корней с чередованием. Мало того, что корень надо узнать, еще значение определить. Тяжела жизнь школяра…
Итак, мы имеем:
oвн-//-равн-, исключение РАВНИНА;
oк-//-мак-
Для корней -ровн-//-равн- правило такое: если слово имеет значение „ровный“, то пишется в корне О, а если „равный“, то А.
Следующий корень – -мок-//-мак-. При значении „пропитаться жидкостью насквозь“ пишется в корне О, при значении „дотронуться до жидкости“ А. Eсли попадется слово с этим корнем, нужно представить себе картинку. Вот перед нами ПРОМ…КАШКА. Зачем она нужна? Правильно, чтобы ВПИТАТЬ в себя лишние чернила, воду и так далее. Что пишем? Правильно, О. А вот во время ремонта папа попросил вас: „ОБМ…КНИ КИСТЬ В КЛЕЙ“. Что вы будете делать? Извазякаете всю кисточку в клее? Вряд ли. Иначе получите от папы по загривку (не хочу обижать пап, они все чудесные, и я их всех люблю, особенно своего). Нет, вы тихонько проведете верхними волосками по поверхности клея, то есть, дотронетесь до жидкости. Что пишем? Правильно, А.

4. Последняя группа корней с чередованием О//А, написание которой зависит от наличия суффикса после корня. Есть суффикс -а- пишем А, нет – пишем О. Корень в этой группе один, ос-//-кас-.
Рассуждение очень простое. ПРИК…СНУТЬСЯ пишем в корне О, потому что после корня суффикса -а- нет. А что пишем в корне слова К…САТЕЛЬНАЯ? Почему? Ответили? Mолодцы! Увидели после корня суффикс -а-.
Вот и все с чередованием в области гласных О//А. Eсли честно, я уже очумела. А вы? Но надо держаться. Вот сейчас дообъясняю корни с И//Е и пойду спать. Надоели эти корни – слов нет. Хорошо, что мне к ЕГЭ не надо готовиться…
В группе чередования Е//И все проще. Всего одно условие, как в последней группе с чередованием О//А: есть суффикс -а- пишем И, нет – пишем Е. Проблема только одна – корней в этой группе полно. Смотрите сами:
ер-//-бир-
соберу – собираю
ер-//-дир- надерешь – отдирала
ер-//-мир- умер – умираю
-пер-//-пир- напереть – запирали
ер-//-тир- натереть – вытирать
-блест-//-блист- блестeла – блистала
-стел-//-стил- постелю – устилают
ег-//-жиг- зажечь – зажигать
я-//-ним- нанять – обнимать (это однокоренные слова, кто не понял)
eт-//-чит- вычет – засчитать
Исключение здесь одно: СОЧЕТАТЬ (плюс слова, от сочетать образованные)
Ну вот вроде и все. Это самый длинный и тяжелый урок в моей книге. И я порядком устала. Надеюсь, вы не сбежали еще на начале, и я старалась не зря. И теперь я смогу отдохнуть до следующего урока. И вы отдохните. А после того, как отдохнете, беритесь за упражнение или тест – как кому нравится. Задания взяты из реальных вариантов ЕГЭ. Кто будет делать тест – не тыкайте, пожалуйста, наобум. Вы мне этим сердце разбиваете. Рассуждайте! Все-таки, как ни крути, это не самое сложное правило русской орфографии. Да и отводится на него один вопрос в части А. Но мы помним: это целый балл. А раскидываться баллами мы не можем. Так что удачи и до следующего урока.

Тест А14 для смелых

Упражнение А14 для смелых

Второй урок для смелых

Система Orphus
(C) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и истории.
Копирование материалов разрешено только при условии размещения гиперссылки на сайт www.brave-on-ege.ru.
Все права защищены 2008-2014. Россия, Москва