Наверх




Калькулятор ЕГЭ

Задай вопрос автору сайта

Новости

Подготовка к ЕГЭ часть С. Бесплатно!

Полезные ссылки
Для чтения на досуге

Разное
Котята, кошки и коты в добрые руки



овчар-команда

Locations of visitors to this page

Реклама
напечатать рекламу на полиэтиленовые пакеты это дешево и сердито . Без регистрации бесплатно онлайн, слоты автоматы онлайн сегодня без смс сейчас



Besucherzahler russian brides
счетчик для сайта



Проверить аттестат




Урок первый,

или Живите с гласными в согласии!

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку нужно понимать: порядок вопросов в вариантах не соотвествует логике перехода от меньшей единицы языка к большей, от одного раздела к другому. Поэтому, как ни странно, начинаем мы с первого вопроса, который идет в вариантах под номером 14. Но сначала небольшое вступление.
Итак, мы поняли, что язык составляют единицы. Они живут своей жизнью, по своим законам и только позволяют нам ими пользоваться. Однако из-за некоторых законов фонетики (что это значит? Правильно, законов в области звуков), в частности, оглушения на конце звонких согласных, ослабления звучания гласных в безударной позиции, человеку пришлось выдумать для себя правила. Как писать, чтобы мы друг друга поняли (про свистульку не забыли?). И вот собрались умные дяди в 1956 году и составили "Правила русской орфографии и пунктуации", которым должен следовать не только каждый русский человек, претендующий называться грамотным, но и словари, справочники, учебники, и т.д. ОРФОГРАФИЯ – это свод правил написания слов, а конкретное правило – это ОРФОГРАММА. Орфография затрагивает систему языка настолько, насколько хочет соответствовать логике языка. То есть, учитывать исторические процессы внутри него, значение слова и т.д. Считается, что русская орфография очень близка логике языка, поэтому она настолько сложна: много уточнений, добавлений, исключений и так далее. Вы спросите: а почему бы не сделать орфографию проще? Написать 3 правила, и дело с концом. Должна сказать, это очень непростой вопрос. Это только кажется, что измени правила – и жизнь твоя изменится к лучшему. Язык – сложнейшее явление, и вопрос о его изменении, даже таком, казалось бы, незначительном – подумаешь, велеть всем писать не ПАРАШЮТ, а ПАРАШУТ – может грозить нешуточными встрясками. И Великобритания, и Австрия, и Германия в разное время решали провести упрощение своей офографии. В частности, в Германии в конце 90-х это чуть не привело к культурному коллапсу, так что в итоге реформа была свернута. Почти десять назад все российское общество, хоть как-то ориентирующееся в пространстве, обсуждало намечающуюся реформу русской орфографии. Ситуация была настолько обострена, что даже филологи, как настоящие интеллигенты, грозились вступить друг с другом в кулачный бой. К счастью (это моя точка зрения), реформа не прошла, и значит – вам надо учить то, что учили ваши мама и папа! Здорово, да?
Так вот, возвращаясь к нашим баранам, скажу, что в ЕГЭ 2 вопроса проверяют знания по орфографии (имеются в виду орфограммы, не связанные с частями речи). С них мы и начнем. Основное правило начальной школы – правописание безударной гласной в корне слова. Честно скажу, что за годы преподавания меня уже от этой орфограммы с души воротит. Надоела хуже горькой редьки. Но для вас я сделаю исключение – расскажу, так и быть.
Проверяемая безударная в корне слова – самая простая орфограмма. Она и в подметки не годится каким-нибудь Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных. И знакомятся с ней детки СО 2 КЛАССА. Тем не менее ошибки на эту орфограмму всегда САМЫЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ. Хотя учить здесь нечего: проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове: чародей – чары, хаотичный – хаос, символический – символ. Проще пареной репы. Но надо себя заставить проверить.. И это для некоторых трудно…
У этого правила есть несколько уточнений:
нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ыва-(-ива-): хороший – прихорашиваться.
Как вы видите, происходит мена (именно мена, а не замена: звуки меняются, а не заменяются!) звуков, и можно ошибиться;
когда в 988 году было принято христианство, встал вопрос: на каком языке проводить службы и писать церковные книги? Понятно, что тот язык, на котором говорили, не годился. И великие наши учителя, Кирилл и Мефодий, создали язык церкви – старославянский, или древнецерковнославянский. Он всегда оставался мертвым (на нем не говорили), но лексика неизбежно в живой язык проникала. Мы и сейчас употребляем старославянизмы, сами того не зная: озеро, работа, сладкий. Так вот… О чем это я? Опять заболталась… Ах, да. В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков: ворота – привратник, хоронить – охрана, золото – злато, холодный – прохлада. Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Если в проверяемом -ра-\-ла- (старославянское) – ну сами догадайтесь.
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. С этим все вроде просто.
К сожалению, на этом история с гласными в корне не заканчивается. Самое муторное и трудное в этой теме – это гласные чередующиеся. Сейчас быстренько объясню, и будете делать упражнение.
Создатели русской орфографии много мысленных проклятий, наверно, получили за корни с чередованием. Просто черт ногу сломит! А ученые все равно не захотели, чтобы наращение проверялось словом рост. И думаю, они правы. Потому что такая проверка противоречит исторической логике языка.
Когда-то, в дописьменный период (это когда люди писать не умели), в праславянском языке (тот, на котором говорили все славяне) были долгие и краткие звуки. Шли-шли века, и, в частности, в древнерусском языке долгота и краткость звуков были утрачены. Но отражение тех процессов в языке осталось – краткие звуки слились с одними звуками, а долгие – с другими. И ученые сохранили эту историческую особенность корней. Поэтому мы сейчас и мучаемся...
Так что же мы имеем? Мы имеем:
две группы чередований:
А чередуется с О,
И//Е
(вы поняли – // – это знак чередования).

Первая группа корней самая многочисленная. Однако не думайте, что все навалено в ней как попало. Все очень понятно, хотя и непросто:

Чередование А//О.
1. Группа корней, написание которых зависит от последней гласной корня.
К этой группе относятся корни
ос-//-раст-//-ращ-
-скак-//-скоч-
аг-//-лож-
Видите, что последние буквы корней разные? От них зависит, пишется ли в корне А или О. Приведу пример объяснения на одном корне: ПОДСК….ЧИЛ, пишется в корне О, потому что корень оканчивается на Ч.
Конечно, есть исключения: РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, СКАЧОК, ПОЛОГ. Есть и несколько других, но эти чаще всего употребляются и встречаются во всех видах контроля по русскому языку.

2. Группа корней, написание которых зависит от ударения.
В этой группе все намешано-перемешано. Корни мы имеем такие:
ор-//-зар-
ор-//-гар-
-клон-//-клан-
-твор-//-твар-
-плов-//-плав-

А дальше начинается засада. Потому что в корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях -клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О. В корне -плов-//-плав- всегда пишется А, кроме слов пловец, пловчиха, пловцы, плывунец.
Сделаем проще. Во-первых, надо выучить исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ; ЗОРЯНКА Во-вторых, надо запомнить по одному опорному слову для корней зор-//-зар-, -гор-//-гар-. Запоминаем слова ЗОРЬКА и ЗАГАР. Можно их даже связать в ассоциативную цепочку. САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Как хочется на море!.. Жара, белый песочек... Так, не расслабляться! Ээээ... Да. Так вот. Эти слова помогут нам: ЗАПОМНИВ, ЧТО В ЭТОМ СЛОВЕ ПОД УДАРЕНИЕМ, МЫ МОЖЕМ СМЕЛО В БЕЗУДАРНОЙ ПОЗИЦИИ ОДНОКОРЕННОГО СЛОВА ПОСТАВИТЬ ДРУГУЮ БУКВУ:„З…РЕВОЙ. Корень зор-//-зар-, с чередованием. Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А. Какой я молодец!“ Ну a с корнями -клон-//-клан- и -твор//-твар- обходимся жестко: пишем в безударной позиции только О, чтобы там они в однокоренных словах не имели.

3. Группа корней, написание которых зависит от значения.
На мой взгляд, это самая засада из всех корней с чередованием. Мало того, что корень надо узнать, еще значение определить. Тяжела жизнь школяра…
Итак, мы имеем:
oвн-//-равн-, исключение РАВНИНА;
oк-//-мак-
Для корней -ровн-//-равн- правило такое: если слово имеет значение „ровный“, то пишется в корне О, а если „равный“, то А.
Следующий корень – -мок-//-мак-. При значении „пропитаться жидкостью насквозь“ пишется в корне О, при значении „дотронуться до жидкости“ А. Eсли попадется слово с этим корнем, нужно представить себе картинку. Вот перед нами ПРОМ…КАШКА. Зачем она нужна? Правильно, чтобы ВПИТАТЬ в себя лишние чернила, воду и так далее. Что пишем? Правильно, О. А вот во время ремонта папа попросил вас: „ОБМ…КНИ КИСТЬ В КЛЕЙ“. Что вы будете делать? Извазякаете всю кисточку в клее? Вряд ли. Иначе получите от папы по загривку (не хочу обижать пап, они все чудесные, и я их всех люблю, особенно своего). Нет, вы тихонько проведете верхними волосками по поверхности клея, то есть, дотронетесь до жидкости. Что пишем? Правильно, А.

4. Последняя группа корней с чередованием О//А, написание которой зависит от наличия суффикса после корня. Есть суффикс -а- пишем А, нет – пишем О. Корень в этой группе один, ос-//-кас-.
Рассуждение очень простое. ПРИК…СНУТЬСЯ пишем в корне О, потому что после корня суффикса -а- нет. А что пишем в корне слова К…САТЕЛЬНАЯ? Почему? Ответили? Mолодцы! Увидели после корня суффикс -а-.
Вот и все с чередованием в области гласных О//А. Eсли честно, я уже очумела. А вы? Но надо держаться. Вот сейчас дообъясняю корни с И//Е и пойду спать. Надоели эти корни – слов нет. Хорошо, что мне к ЕГЭ не надо готовиться…
В группе чередования Е//И все проще. Всего одно условие, как в последней группе с чередованием О//А: есть суффикс -а- пишем И, нет – пишем Е. Проблема только одна – корней в этой группе полно. Смотрите сами:
ер-//-бир-
соберу – собираю
ер-//-дир- надерешь – отдирала
ер-//-мир- умер – умираю
-пер-//-пир- напереть – запирали
ер-//-тир- натереть – вытирать
-блест-//-блист- блестeла – блистала
-стел-//-стил- постелю – устилают
ег-//-жиг- зажечь – зажигать
я-//-ним- нанять – обнимать (это однокоренные слова, кто не понял)
eт-//-чит- вычет – засчитать
Исключение здесь одно: СОЧЕТАТЬ (плюс слова, от сочетать образованные)
Ну вот вроде и все. Это самый длинный и тяжелый урок в моей книге. И я порядком устала. Надеюсь, вы не сбежали еще на начале, и я старалась не зря. И теперь я смогу отдохнуть до следующего урока. И вы отдохните. А после того, как отдохнете, беритесь за упражнение или тест – как кому нравится. Задания взяты из вариантов ЕГЭ прошлых лет. Кто будет делать тест – не тыкайте, пожалуйста, наобум. Вы мне этим сердце разбиваете. Рассуждайте! Все-таки, как ни крути, это не самое сложное правило русской орфографии. Да и отводится на него один вопрос в части А. Но мы помним: это целый балл. А раскидываться баллами мы не можем. Так что удачи и до следующего урока.

Тест В8 для смелых

Упражнение В8 для смелых

Второй урок для смелых

Система Orphus
(C) Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и истории.
Копирование материалов разрешено только при условии размещения гиперссылки на сайт www.brave-on-ege.ru.
Все права защищены 2008-2014. Россия, Москва